1. С чего начать?

Изучение методик перехода на новые стандарты учета стоит начать с расшифровки определений:
ЕПС - Единый план счетов
ОСБУ - Отраслевые стандарты бухгалтерского учета
МСФО - Международные стандартны финансовой отчетности (IFRS англ. International Financial Reporting Standards) - набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия).
Принципиальные отличия текущей системы учета и системы, которая начинает действовать для МФО с 01.01.2018 г заключается в следующем:
1. Действующий план счетов бухгалтерского учета имеет 73 счета первого порядка, в сравнении с новым планом счетов в котором 172 счета первого порядка и 1302 счета второго порядка. Это означает, что новый план счетов подразумевает более подробное описание тех же самых операций и дает более расширенную аналитику.
Например, счет займов выданных 58.03, соответствует 27 счетам нового плана счетов. Счета отличаются в зависимости от вида заемщика: юр. лицо, физ. лицо, ИП и др. А так же от типа займа, таким образом по номер счета передает сразу определенную характеристику операции.
2. По новым отраслевым стандартам появляется необходимость вести учет операций в разрезе 20(25)-значных лицевых счетов, данные счета подобны банковским. Такие лицевые счета открываются для каждой операции и так же предоставляют расширенную расшифровку операции, по которой открыт такой счет.
3. Новая система учета имеет свои формы отчетности и примечания к ним. Отчетность усложнена количеством сдаваемых форм.
4. В МСФО оценка активов и обязательств происходит по справедливой стоимости, в том числе с учетом временной стоимости денег с применением дисконтирования и переоценки
Описание счетов нового плана счетов, а так же правила построения бухгалтерских операций в разных разделах учета в полном объеме содержатся на сайте ЦБ.
Изучение рекомендуем начать со следующих стандартов:
В следующих разделах подробнее остановимся на каждом из этапов изучения.